top of page

«В музыковедении нет однозначного понятия “Ренессанс”». Интервью с Лауренцом Люттекеном

Обновлено: 14 нояб. 2023 г.

Продолжаем знакомить наших читателей с подсерией «Музыковедение» серии «Современная европеистика». Сегодня в центре внимания книга директора института музыковедения Цюрихского университета Лауренца Люттекена «Музыка Ренессанса. Одна культурная практика в мечтах и реальности». Мы решили побеседовать с автором, чтобы разобраться в том, какие сложности таит в себе изучение эпохи Возрождения с музыковедческой точки зрения, что нового этот период привнес в мировую музыкальную культуру и что роднит музыку с языком.

Лауренц Люттекен, автор книги

Ваша книга называется «Музыка Ренессанса: мечты и жизнь одной культурной практики». Насколько важно изучать музыку в культурном контексте? Какие задачи вы ставили себе при работе над книгой?


В музыковедении термин «Ренессанс» является весьма спорным. Для адекватного его понимания и применения неизбежно требуются более широкая культурная история и культурный контекст. Книга не задумывалась как анализ истории только композиции, сочинения музыки; скорее она о сложной ситуации, в центре которой находится понятие «восприятие».



Насколько важен для понимания музыки Ренессанса анализ связи с Античностью?


Лейтмотивом в изучении Ренессанса в целом является поиск нового, иного взаимоотношения с античностью. Так было, есть и будет. Вместе с тем, применительно к музыке, где не было продуктивной связи с античностью (за исключением музыкальной теории), это всегда составляло и основную проблему. Однако главные действующие лица XV века были об этом хорошо осведомлены. Уже в случае с Иоанном Чикониа (Johannes Ciconia) можно увидеть, что это не был вопрос «античной» музыки как таковой, но способов (модусов) функционирования музыки, пришедших из античности.


Что отличает музыку эпохи Возрождения от предшествующих эпох, с точки зрения жанров, назначения и взаимоотношения музыки и языка?


В период Ренессанса отношение к музыке претерпело фундаментальные изменения. С одной стороны, это связано с музыкальным произведением искусства в эмфатическом смысле (что является новым явлением), а с другой стороны – с идеей, что музыка может создавать собственную историю. Эти два аспекта существенно повлияли на восприятие музыки даже в тех областях, которые не нашли отражения в памяти и письме. Идея памяти, memoria (в отношении музыки, исполнителей, способов размышления и понимания) была столь же нова, как и идея о том, что в музыке есть что-то от «языка» в плане риторического обращения к слушателям.


Для кого, главным образом, предназначалась сочиняемая в этот период музыка? Была ли музыка только прерогативой высших слоев общества?


Музыкальная жизнь в XV и XVI веках (и это также новый факт) была на удивление богатой и разнообразной. Существовали четкие идеи о том, для кого и когда предназначался тот или иной тип музыки. Однако тот факт, что только небольшая часть музыки осталась в музыкальной памяти, отнюдь не позволяет сделать каких-либо социальных выводов. Тем не менее, можно сказать, что первостепенное значение придавалось все же «фигуре» композитора, наиболее ранним и ярким воплощением которой был Гийом Дюфаи (фр. Guillaume Dufay).

Портрет Гийома Дюфаи

Какие государства и города были центрами создания и исполнения ренессансной музыки? Какие факторы повлияли на это?


Возникновение конкурирующих музыкальных центров – основная черта этого периода. Существенным фактором было возникновение чрезвычайно мобильной музыкально-клерикальной элиты, которая очень по-разному и в разных контекстах формировала эти центры. Важнейшую роль, особенно начиная с понтификата Папы Евгения IV, играла папская капелла, которая функционировала как институциональная модель (с точки зрения организации, социальной структуры, оплаты и т.д.). Еще одной поразительной характеристикой Ренессанса было то, что еще в начале XV века количество музыкальных центров (таких как Рим, Флоренция, Падуя, Савойя и других) было умеренным, однако к 1600 году их количество и масштаб стали колоссальными, и не только в Европе.


Лоренцо Коста. Концерт (1490). Лондонская национальная галерея.

На какую читательскую аудиторию рассчитана книга? Что могут вынести для себя читатели, прочитавшие книгу?


Безусловно, книга ориентирована на музыковедов и музыкантов, занимающихся этим периодом. Но не только. Она представляет, в силу своего сконцентрированного и в то же время обзорного характера, попытку сфокусироваться на музыкальном Ренессансе в более широком культурно-историческом контексте (а также отойти от традиционных категорий, таких как стиль, школы и т.д.). По этой причине она также нацелена на историков, историков искусства и в целом на всех тех, кто интересуется этой «эпохой». И конечно же, за всем этим стоит желание поместить изучение музыки этого периода в более широкий контекст продуктивного междисциплинарного диалога. Если книга сможет послужить новым импульсом для этого диалога, ее главная цель будет достигнута.


Вопросы задавала Валентина Кучерявенко

89 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page